Система отводов выхлопных газов отвечает за то, чтобы отработавшие газы, соединенные в единый поток максимально быстро и без утечки покинули автомобиль. Система состоит из нескольких элементов, одним из которых является каталитический нейтрализатор отработавших газов. От исправности каталитического нейтрализатора отработавших газов напрямую зависит в каком виде выхлопные газы будут «отправлены» в окружающую среду.
Основные функции катализатора представлены следующими позициями:
- снижение количества окиси углерода в выхлопных газах;
- уменьшение уровня углеводородов в отработавших газах;
- уменьшение или полное удаление оксидов азота из состава выхлопных газов.
Процесс снижения токсичности отработавших газов будет максимально эффективным при условии, что соотношение топлива и кислорода будет стехиометрическим. В случае если окись углерода не будет по максимуму удалена из состава выхлопных газов, в воздух будут выбрасываться угарные газы, не имеющие ни цвета, ни запах, но при этом способные при длительном их вдыхании привести к летальному исходу (случаи, когда водители « угарали» в машине с неисправной выхлопной системой сегодня по-прежнему не редкость).
Еще одна опасность с которой борется катализатор является углеводороды.
В большинстве современных транспортных средств выхлопные системы имеют сразу три катализаторных преобразователя, что позволяет им эффективно работать с каждым из видов вредных веществ. В первом случае имеет место восстанавливающий катализатор автомобильный, используемый для борьбы с вредными веществами, в нем применяется платина и родий. Вторым типом катализатора является окислительный выхлопной катализатор, использующий в работе платину и палладий.
Третий катализатор представлен сбалансированной системой управления, задачей которой является контроль за потоком выхлопных газов. Полученная информация позволяет управлять системой впрыска топлива. Датчик кислорода, именуемый лямбда-зондом информирует относительно количества кислорода, содержащегося в выхлопном газе, благодаря чему компьютерное устройство двигателя может контролировать количество воздуха, подаваемого к топливу.
Современный катализатор выхлопной системы может быть представлен двумя основными конструкциями преобразователей – «керамические бусины» и «соты». Чаще всего производители предпочитают использовать принцип соты, однако, несмотря на это непосредственно устройство катализатора выглядит следующим образом:
- подложка, представленная пористым материалом с высокими показателями прочности;
- внешняя рубашка, целью которой является предоставление максимальной площади для каталитического материала (платиновая группа металлов);
- каталитический материал, который в зависимости от особенностей производственного процесса может быть представлен такими металлами, как платина, родий, палладий.
В большинстве случаев катализаторы для современных авто изготавливают из металла или керамики. Несмотря на то, что второй вариант отличается доступной стоимостью, он имеет существенный недостаток – низкий уровень прочности. Вывести его из строя может как скачок авто на ухабах, так и попадание воды на раскаленную керамику. Увы, постоянная смена катализатора может привести к серьезным финансовым затратам, в связи с чем металлические варианты данного элемента выхлопной системы сегодня более предпочтительны к установке.